.

Георгий Скорик, директор департамента Энергоэффективность и Энергетический менеджмент ЗАО «ЦентрЭнергоСбыт»

Георгий Скорик, директор департамента Энергоэффективность и Энергетический менеджмент ЗАО «ЦентрЭнергоСбыт»

О том, будет ли реализован 261-ФЗ – для smartmetering.ru

- Что Вы вкладываете в понятие «энергоаудит»?

- Энергоаудит или энергетическое обследование – это техническая экспертиза организации с целью определения фактического состоянии энергетического хозяйства предприятия, оценка рациональности и эффективности использования энергоресурсов, включая определение потенциала энергоэффективности. Для понимания целей и задач энергоаудита проще всего использовать медицинскую терминологию, а именно: энергоаудит – это комплексное обследование пациента (предприятия), в том числе сдача всевозможных анализов (проведение инструментальных измерений), с целью определения работоспособности его функций. В лучшем случае здоровому пациенту предписывают профилактику заболеваний, в стадии заболевания назначают эффективное и своевременное лечение, в более запущенном состоянии проводят оперативное вмешательство и наладку всех систем жизнедеятельности человека или предприятия.

Продолжая выражаться языком медицины, подписав Федеральный Закон № 261 «Об Энергоэффективности…» руководство страны обязывает нас совершить первый шаг в отношении сохранения своего здоровья: сдать анализы, обойти всех врачей-специалистов и заполнить карту больного. В медицине все это называется диспансеризация, а в терминологии ФЗ № 261- Энергетическое обследование и составление Энергетического паспорта. Это и есть первый шаг на пути к заботе о нашем с Вами энергетическом здоровье.

- Вы имеете в виду, что это не лечение, а профанация?

- Время покажет. Если энергоаудит будет первым этапом на пути модернизации энергетической системы, то это начало процесса лечения. А если после того как составлен энергетический паспорт предприятие не будет заинтересовано в экономии энергетических ресурсов – то всю эту кампанию можно назвать профанацией.

В свою очередь хотелось бы видеть внятную политику государства по отношению к предприятиям, добросовестно выполняющим требования по снижению потребления энергетических ресурсов. Должны быть разработаны четкие методы экономического стимулирования таких рачительных хозяев. А вот к тем, кто не выполнил закон, и не составил хотя бы энергетический паспорт, я применил бы самые суровые методы воздействия, где самым мягким бы было отстранение руководства от занимаемой должности. Ни в коем случае государству нельзя продлевать сроки прохождения энергетических обследований. Отсутствие внешнего финансирования не может быть причиной отказа бюджетного или крупного предприятия от прохождения энергетического обследования, так как в современной истории России были времена гораздо хуже, чем сейчас. А вот нежелание руководителей провести работу по поиску более-менее опытных и адекватных энергоаудиторов, готовых с минимальными затратами для себя осуществить формирование паспорта и предоставить его на регистрацию в Минэнерго, мы расцениваем как «халатное бездействие».

- Каков масштаб задач по энергоаудиту организаций?

- По разным оценкам, в стране около 850 тыс. организаций, которые обязаны пройти энергетическое обследование в срок до 31 декабря 2012г. Среди них поликлиники и больницы, детские сады, школы, училища, институты, крупные потребители ТЭР. Но даже те предприятия, кто уже прошел обследование и составил энергетический паспорт, рискуют оказаться среди тех, кто не сделал ничего в этом направлении. Сданный в канцелярию Министерства энергетики РФ паспорт не означает выполнение ФЗ № 261. Паспорт должен быть проверен экспертами Минэнерго и зарегистрирован должным образом. А вот это уже проблема, ввиду долгого рассмотрения копий паспортов. С 1 января 2013г. предусмотрено административное наказание за отсутствие энергетического паспорта. А вот о правильности этого паспорта и о соответствии его всем требованиям говорит только факт регистрации в Минэнерго. Учитывая масштабность задачи, необходимо срочно усилить работу по приему копий энергетических паспортов. Я лично считаю, что это задача не 100-процентного охвата всех предприятий. Если хотя бы 20-30% всех этих предприятий будут охвачены энергоаудитом, методом статистических исследований можно будет представить масштабы затрат энергоресурсов по всей стране. Правда это при условии, что содержащаяся в этих паспортах информация верна, и с ней можно было бы работать в будущем.

- Можно ли сегодня назвать рынок энергоаудита рынком?

- Рынок энергоаудита сегодня не прибыльный и суперзатратный. Мы ожидаем, что и в следующем году наверняка еще будет ажиотаж по составлению энергетических паспортов. Однако в регионах и сейчас и в следующем году будет осуществляться нехватка специалистов-энергоаудиторов и лабораторий. Ввиду ажиотажного спроса и невысокой конкуренции стоимость энегоаудита в регионе может быть выше. К тому же из региона и паспорт сложнее направить, да и СРО в регионах очень мало. Энергосервисные контракты сегодня не востребованы по нескольким причинам. Пока не проведено обследование и не составлен паспорт, нельзя определить условия, по которым ЭСКО (энергосервисный контракт) становится выгодным всем заинтересованным сторонам. Также до конца не ясны имущественные, экономические, налоговые риски всех сторон.

- Каким должен быть рынок энергоаудита?

-Закон о госзакупках предусматривает проведение конкурсных процедур, но совершенно не учитывает квалификацию специалистов, проводящих обследование, наличие парка приборов и многие другие факторы, от которых зависит качество конечного результата на данном этапе – качество энергетического паспорта.

Вот реальный пример. Проведенный 26 марта 2012 г. открытый конкурс в электронном виде на право проведения энергоаудита здания МХАТ имени А.П.Чехова. При стартовой цене в 832 000 рублей за энергетическое обследование здания площадью почти 25 000 метров со сроком исполнения 45 дней желающих участвовать в конкурсе организаций оказалось 11, которые в течение аукциона опустили цену контракта до 91 680 рублей. Примечательно, что 3-е место в конкурсе заняла компания аж из Ханты-Мансийска с предложением 115 840 рублей. Мы все знаем этапы и стоимость каждого этапа работ по обязательному энергетическому обследованию и считаем данный пример профанацией самой сути энергоаудита, дискредитацией приоритетных целей и задач, поставленных руководством отрасли и страны на пути модернизации и повышения энергоэффективности экономики России.

Интернет пестрит объявлениями с предложениями свидетельств энергоаудиторов, дающих право проводить энергетические обследования. Почти любая организация буквально за 1-2 дня и, заплатив около 5000 рублей, может стать энергоаудитором, не имея ни опыта, ни специалистов, ни специальных приборов. Что уж говорить о качестве таких обследований. А ведь бюджетные организации – это в том числе и детские сады, школы, больницы и т.д. Зачем этим предприятиям такое качество энергетических обследований?

Энергоаудит - это большая и трудоемкая работа. Он проводится бригадой специалистов, имеющей в своем составе инженеров-электриков, теплотехников, экономистов и специалистов, прошедших специальную подготовку и имеющих опыт практических работ со специальными приборами. На сроки и стоимость выполнения работ по энергоаудиту влияют многие факторы, а именно: наличие подготовленных данных по потреблению ТЭР, квалификация специалистов энергоаудиторской компании, комплектация ее приборного парка, удаленность заказчика от Москвы, условия доступа во все помещения, и другие, предусмотреть которые не представляется возможным без получения более детальной информации об объектах энергетического обследования.

Мы, как энергоаудиторы, понимаем, что качественная работа по энергетическому обследованию одного заказчика в Москве занимает 2-3 месяца. Все сроки проведения энергетического обследования менее 3 месяцев можно считать нереальными, так как у бюджетников только информацию о фактическом потреблении ТЭР за последние 5 лет даже очень крутой энергоаудитор собирает не менее одного месяца. Главной составляющей себестоимости таких работ являются расходы на оплату труда. Необходимо учитывать также, что обязательный энергоаудит проводится в отопительный период (7-8 мес.), а выплата зарплаты минимум 5 сотрудникам (ФЗ-261) происходит ежемесячно, а это значит, что надо создавать финансовые резервы. Инструментальные замеры требуют наличия высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования, а значит у компании - энергоаудитора есть амортизационная составляющая, что также влияет на себестоимость работ. С учетом этих прямых производственных расходов и с учетом затрат на содержание офиса, обучение, транспортные и командировочные расходы, членство в СРО, юридическое и бухгалтерское обслуживание стоимость таких работ по энергетическому обследованию составляет 400 – 500 тысяч рублей. Мы не хотим завышения стоимости энергоаудита, но мы также высоко ценим свой опыт и профессионализм и не готовы работать, предлагая свои услуги ниже их себестоимости, себе в убыток.

Во многих цивилизованных странах предпринят ряд антидемпинговых мер, так как значительное снижение цены (стоимости) может напрямую вести к снижению качества товара (услуг). Цивилизованные страны хорошо разбираются в качестве, не допускают на рынок некачественные товары и услуги и жестко разбираются с нарушителями. Почему же в России до сих пор нет даже намёка на попытку разобраться с «фиктивными» СРО энергоаудиторов и их членами, которые наносят серьезный ущерб экономике государства?

Вполне возможно, что мы не сможем изменить коренным образом сложившуюся ситуацию вокруг проведения обязательных энергетических обследований. Однако мы хотели бы, чтобы наше мнение было услышано, и очень надеемся на участие во всех встречах и рабочих совещаниях по реализации законодательства «О госзакупках» и «Об энергоэффективности».

- И как вам удается работать в таких условиях?

- Конечно, мы недополучаем заказов и прибыли. Мы не заняты на 100%. Я не считаю, что хорошая вещь обязательно стоит дорого. Однако она должна стоить своих денег.

smartmetering.ru

теги:  энергоэффективность  мнения
теги: энергоэффективность мнения
21 августа 2012Обсудить

К ленте новостей