.

О совершенствовании законодательства в области учета и регулирования потребления энергоресурсов

О совершенствовании законодательства в области учета и регулирования потребления энергоресурсов

Рассказывает Генеральный директор РАЭСКО Ирина Булгакова

В июне Ассоциацией энергосервисных компаний (РАЭСКО) на ряде экспертных площадок была представлена концепция реформирования системы учета и регулирования потребления коммунальных ресурсов. Разработанная по поручению Минстроя России, система мер учла и наработки экспертного сообщества. Она представляет собой анализ ситуации, ряд предлагаемых к внедрению новых принципов, дорожную карту внесения изменений в нормативные акты, анализ рисков и предлагаемые решения. Подробнее о сути предложений рассказывает Генеральный директор РАЭСКО Ирина Булгакова.

И эксперты, и представители власти сходятся во мнении о необходимости учета произведенных и потребляемых энергоресурсов. Невозможно понять потенциал экономии, если нет этих данных. Эффективная система учета необходима и для точного определения объемов взаимных обязанностей по оплате коммунальных ресурсов, для составления баланса их производства и потребления, планирования развития систем коммунальной инфраструктуры, повышения прозрачности деятельности естественных монополий, повышения эффективности бюджетных расходов. Очень важно, что сегодня отсутствие достоверного учета препятствует развитию как рынка энергосбережения в целом, так и его основного механизма – института энергосервисных договоров.

Сохраняются риски оспаривания объемов поставленных ресурсов, в результате дебиторская задолженность поставщикам коммунальных ресурсов не может быть отнесена к надежным активам, это снижает их кредитоспособность, в т.ч. на цели модернизации инфраструктуры.

Цель увязки оплаты энергоресурсов с объемами их фактического потребления не раз ставилась и Президентом, и Председателем Правительства. Принятый в 2009 году Федеральный закон «Об энергосбережении…» ввел нормы оснащенности приборами учета по всем видам энергоресурсов. Однако сегодня требуемый уровень оснащенности приборами учета так и не достигнут, более того, по нашим оценкам, в половине случаев показания установленных приборов учета не принимаются для выставления счетов. При этом сегодня закон предъявляет требования только по учету количества энергоресурса. Потребитель не имеет возможности оперативно контролировать качество поставляемых ресурсов, УК и РСО объяснимо не заинтересованность в подобном контроле, – в результате, растет напряженность в цепочке поставщик – потребитель, имеет место перерасход топлива, необходимого для производства энергетических ресурсов, банальное воровство.

Напрашивается вывод: требуется пересмотреть законодательную базу, регулирующую вопросы учета энергоресурсов, и выработать механизмы, которые позволят реализовать требования закона.

В РАЭСКО разработана Концепция совершенствования законодательства в сфере учета энергоресурсов. Мы озвучили ее на ряде экспертных площадок, и она получила поддержку. Это Экспертный совет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности, Совет при Председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, Экспертный Совет Федеральной службы по тарифам. Основой концепции является введение обязанности ресурсоснабжающих организаций (РСО) организовать учет объема и качества поставляемых ресурсов. Делаться это должно на основе единых (для субъекта РФ) технических требований и технологических решений, с обязательным дистанционным снятием показаний. Также обязательной должна быть автоматизированная обработка данных при формировании начислений за жилищно-коммунальные услуги. Выполнять эту работы ресурсоснабжающие организации смогут как самостоятельно, так и с привлечением специализированной организации – Оператора коммерческого учета (ОКУ). В дополнение к этой обязанности мы прописали адекватные меры тарифного стимулирования и административной ответственности.

Для реализации этой меры необходимо закрепить за РСО (либо ОКУ) право собственности на вновь вводимые общедомовые приборы учета, а также ответственность за обслуживание, эксплуатацию, измерения и учет показаний всех общедомовых приборов учета. Оператор коммерческого учета, осуществивший установку систем учета, в таком случае должен заключить с РСО договор на их обслуживание. Мы предлагаем установить механизм постепенного перехода прав собственности на общедомовые приборы учета в пользу РСО. Здесь реализуется принцип «весы находятся у продавца». Ресурсоснабжающая организация отвечает перед потребителем за количество и качество поставляемого ресурса, за достоверные измерения. Чтобы предотвратить злоупотребления таким положением со стороны РСО, за процессом должен быть введен соответствующий контроль.

При этом затраты на содержание, обслуживание, снятие и учет показаний общедомовых приборов учета включаются в затраты по регулируемой деятельности; расходы на установку счетчиков компенсируются путем их амортизации или в рамках целевых программ. Это прекратит разовые сборы средств с населения за установку (поверку, ремонт) общедомовых приборов учета.

Стандарты осуществления деятельности по предоставлению услуг коммерческого учета коммунальных ресурсов необходимо прописывать на федеральном уровне, Оператор коммерческого учета, в случае, если РСО привлечет его для организации учета поставляемых ресурсов, должен им подчиняться, и также использовать сертифицированное программное обеспечение.

Необходимо обеспечить, чтобы информация, получаемая в системе коммерческого учета, в обязательном порядке использовалась при утверждении тарифов на энергетические и коммунальные ресурсы. Это может достигаться требованием к РСО о предоставлении региональным органам власти, регулирующим тарифы, доступа к автоматизированным системам коммерческого учета в рамках их компетенции, или обязательством РСО предоставлять информацию из АСКУЭ согласно требованиям субъектов Федерации.

Во избежание дублирования информации от разных источников в государственных информационных системах (ГИС ЖКХ, ГИС ТЭК и т.д.), предлагается ответственность за предоставление в них информации об объемах потребленных энергетических и коммунальных ресурсов возложить на региональные органы регулирования тарифов.

В случае смены лица, осуществляющего учет коммунальных ресурсов, необходима обязательная компенсация понесенных затрат по установке приборов учета, ее условия и порядок должны быть закреплены в нормативно-правовых актах.

Предполагается, чтобы РСО или Оператор коммерческого учета определял конкретные требования к организуемой в зоне их деятельности системе измерений, на основе закрепленных в законодательстве общих требований к таким системам.

В случае, если РСО не выполняет обязанности по организации измерений на территории субъекта РФ, орган государственной власти субъекта принимает решение о проведении открытого конкурса в целях организации достоверного учета на данной территории по данному коммунальному ресурсу или всем видам энергетических ресурсов. Правила проведения такого конкурса и специальные конкурсные требования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Победителю конкурса вменяется в обязанность организация системы достоверного учета, а также системы информационного обмена между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, расчётно-кассовыми и информационными центрами ЖКХ, органами Государственной жилищной инспекции (ГЖИ), а в дальнейшем – ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК.

Такой подход, когда для всех поставщиков ресурсов выбирается один оператор коммерческого учета, представляется особенно эффективным в малых городах, где большая часть ресурсоснабжающих организаций принадлежит публичному собственнику. Там это позволит создать мультипликативный эффект и сократить сроки окупаемости проектов по обеспечению достоверного учета за счет оптимизации в таких РСО соответствующих затрат.

Индивидуальные (поквартирные) приборы учета (ИПУ) вводятся в состав общего имущества многоквартирного дома (МКД), чем обеспечивается возможность качественной эксплуатации внутридомовой системы учета. Управляющие организации как лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, наделяются обязанностями по содержанию ИПУ. Необходимо понимать, что при таком переходе собственности на индивидуальные приборы учета из частной собственности в общедолевую собственность всех жителей дома, право собственности не прекращается, а трансформируется.

Расходы на содержание индивидуальных приборов учета осуществляются за счет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Должен быть установлен механизм постепенного перехода (переходный период) прав собственности на индивидуальные приборы учета в общедолевую собственность собственников помещений многоквартирного дома. Данный подход устранит коллизии действующего законодательства по организации обязательной поверки приборов учета, принадлежащих собственникам – физическим лицам, так как в настоящее время такие приборы находятся вне сферы государственного регулирования. Кроме того, отпадет необходимость применять непопулярные повышающие нормативы потребления коммунальных услуг как штрафные санкции при неустановке приборов учета.

Для создания единой системы измерения РСО, поставляющая соответствующий ресурс, выставляет технические условия на установку индивидуальных приборов учета и их подключение к своей системе учета. Если управляющая организация предлагает передать РСО на обслуживание всю внутридомовую систему измерений ресурса (совокупность индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме), РСО не вправе отказаться и должна принять их на обслуживание своими силами либо с привлечением оператора коммерческого учета, на возмездной основе.

Невыполнение требований законодательства по оснащению МКД индивидуальными приборами учета с определенного в законе периода должно стать основанием для отзыва лицензии управляющей организации.

Индивидуальные приборы учета, не соответствующие техническим условиям, выданным РСО, в том числе условиям дистанционной передачи данных, не используются для учета (распределения) предоставленного на дом общего объема коммунального ресурса. Автоматизированные системы коммерческого учета энергоресурсов РСО или ОКУ должны соответствовать установленным требованиям, включающим в себя сертификацию системы (проведение испытаний системы, с учетом приборов учета, программного обеспечения и прочего оборудования).

Для реализации приведенной выше концепции коммерческого учета потребуется внести изменение в действующее законодательство, прежде всего в 9 Федеральных законов:

• ФЗ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

• ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений»;

• ФЗ № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении»;

• ФЗ № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении»;

• ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике»;

• ФЗ № 69-ФЗ от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»;

• Жилищный кодекс Российской Федерации;

• ФЗ № 209-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

• Кодекс об административных правонарушениях;

Кроме того, потребуется внести изменения в действующие постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные приказы, а также разработать стандарты деятельности оператора коммерческого учета и требования к системам автоматизированного коммерческого учета.

Эксперты РАЭСКО планируют подготовить эти изменения к осени 2015 года и вынести их на обсуждение.

smartmetering.ru


теги: ЖКХ АСКУЭ ГИС ТЭК РАЭСКО
09 июля 2015Обсудить

К ленте новостей