.

Инновации в обслуживании систем учета. Опыт крупнейшего интегратора

Инновации в обслуживании систем учета. Опыт крупнейшего интегратора

Сильвиян Сеу, Генеральный директор Инженерного центра «Энергоаудитконтроль»

Сегодня ОАО «Российские железные дороги» обладает не только одной из самых протяженных сетей электрифицированных железнодорожных линий, но и одной из самых разветвленных и крупных систем учета электроэнергии. В рамках централизованного проекта с 2005 по 2013 год автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) оптового рынка ОАО «РЖД» была установлена на более чем 1200 тяговых подстанциях с уровнем питающего напряжения 220,110,35 кВ. Учитывая положительный опыт внедрения, а также экономические эффекты, внедрение системы в настоящее время продолжается. Также ОАО «РЖД» обладает системой учета на розничном рынке электроэнергии – на всей территории субъектов Российской Федерации от Калининграда до Сахалина.

Что необходимо для поддержания данной системы в работоспособном состоянии, рассказывает Генеральный директор Инженерного центра «Энергоаудитконтроль» Сильвиян Сеу. Компания является крупнейшим интегратором и разработчиком передовых систем учета энергоресурсов в РФ, она вела строительство обеих АСКУЭ ОАО «РЖД», а сейчас занимается их обслуживанием.

- Сильвиян Иванович, расскажите подробнее о проекте обслуживания АСКУЭ ОАО «РЖД».

- Инженерный центр «Энергоаудитконтроль» начал работы по техническому обслуживанию АСКУЭ ОАО «РЖД» в 2006 г., то есть занимался обеспечением функционирования технических и программных средств АСКУЭ. Основная задача, решаемая в процессе обслуживания системы - это поддержание работоспособности всех ее компонентов с заданным коэффициентом готовности 0,95. Этот показатель заложен в требованиях «Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка», утвержденных НП «Совет рынка».

Учитывая, что ОАО «РЖД» является крупнейшим потребителем электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), АСКУЭ выполняет важнейшую роль в учете потребления электроэнергии на энергообъектах, а также в финансовых расчетах за нее. В соответствии с регламентами ОРЭМ АСКУЭ должна соответствовать определенным техническим критериям, для обеспечения которых необходимы постоянный мониторинг системы и поддержание ее в рабочем состоянии.

Отклонение АСКУЭ от данных критериев влечет за собой финансовые риски при расчетах за электроэнергию. Например, таким критериями являются:

- учет электроэнергии с тридцатиминутными интервалами по точкам учета;

- работа всего оборудования в едином времени в границах часового пояса;

- своевременная отправка отчетов о потреблении электроэнергии в ОАО «АТС» и сторонним организациям в соответствии с правилами оптового рынка и заключенными договорами.

Я перечислил лишь малую часть задач, которые должны быть решены в ходе технического обслуживания АСКУЭ. Первоначально осуществлялось только техническое обслуживание АСКУЭ оптового рынка ОАО «РЖД», а с 2010 года также начались работы по обслуживанию АСКУЭ розничного рынка электроэнергии (РРЭ).

- А что представляет из себя АСКУЭ? Какие работы проводятся в рамках ее обслуживания?

- АСКУЭ ОАО «РЖД» представляет собой многоуровневую систему, оборудование и программные средства которой функционально объединены множеством каналов связи. В настоящий момент эта система является, пожалуй, крупнейшей в России по разветвленности и включает в себя приборы учета, региональные центры энергоучета, центры энергоучета уровня железной дороги, центры энергоучета уровня ОАО «РЖД». АСКУЭ РРЭ ОАО «РЖД» состоит из приборов учета, информационно-вычислительных комплексов электроустановки (ИВКЭ), центров энегоучета уровня железной дороги, центра энергоучета уровня ОАО «РЖД». Для обслуживания АСКУЭ выполняются работы, которые можно условно разделить на два вида – плановое техническое обслуживание и оперативное техническое обслуживание Плановое ТО – комплекс регламентных работ по осмотру, диагностике и настройке оборудования и программно-технических средств АСКУЭ для поддержания работоспособности и исправности оборудования при его эксплуатации, а также с целью обеспечения требуемых параметров готовности оборудования АСКУЭ. Эти работы выполняются по утвержденному графику. Оперативное ТО – комплекс работ по оперативному восстановлению работоспособности оборудования и программно-технических средств АСКУЭ. Объем работ и необходимые материально-технические ресурсы рассчитываются на основании статистики отказов за предыдущие периоды.

Для каждого уровня системы плановое и оперативное техническое обслуживание отличается как по составу, так и по периодичности. В рамках планового технического обслуживания обеспечивается непрерывный мониторинг состояния оборудования, программного обеспечения, баз данных, полноты поступления данных от приборов учета, системы единого времени. Также осуществляются периодические выездные проверки условий эксплуатации оборудования и его технического состояния, плановая замена оборудования или его элементов. В рамках оперативного технического обслуживания выполняется работа по восстановлению системы после каких-либо программных или аппаратных сбоев. Это может быть замена или ремонт оборудования, восстановление работы каналов связи или программного обеспечения.

- Это сложная работа, требующая от компании постоянно быть «на страже». Как удается обеспечить оперативность работ?

- Верно отмечено. Для выполнения работ по техническому обслуживанию необходимо выполнение ряда условий, касающихся организационной структуры компании, которая осуществляет эти работы. Обслуживание огромного количества оборудования, смонтированного на территории всей страны, требует, в первую очередь, больших человеческих ресурсов. Для обеспечения работы АСКУЭ с заданными показателями надежности необходимо быстро реагировать на любые отклонения от нормальной работы системы, для этого все объекты должны быть в разумной удаленности от места постоянного расположения ремонтных и обслуживающих бригад. В противном случае добиться необходимых результатов будет очень сложно и экономически неэффективно, а в некоторых случаях просто невозможно. Для выполнения этой цели у компании «Энергоаудитконтроль» существует филиальная сеть.

Филиалы компании расположены в границах всех железных дорог, в которых осуществляется обслуживание. Это позволяет не только оперативно выполнять непосредственные задачи по техническому обслуживанию, но также упрощает организационную работу с подразделениями ОАО «РЖД», что положительно сказывается на эффективности и качестве технического обслуживания. Тесное взаимодействие с представителями заказчика на всех уровнях, позволяет лучше понимать предложения заказчика по вопросам, касающихся работы системы. Многие предложения в последующем реализуются на практике, как например, форматы отчетов о потреблении электроэнергии, формы отображения информации о работе системы на мониторах автоматизированных рабочих мест и многое другое. Это тот случай, когда непосредственное и постоянное взаимодействие между работниками заказчика и исполнителем в течение всего периода работы приводит к постоянному улучшению и оптимизации деятельности для обеих сторон.

- Вопросы автоматизации процессов хорошо знакомы Вашей компании. Удалось ли применить какие-то разработки в проекте обслуживания АСКУЭ ОАО «РЖД»?

- За многие годы работ по техническому обслуживанию АСКУЭ ОАО «РЖД» мы автоматизировали некоторые из областей нашей деятельности, которые позволили нам и заказчику значительно упростить взаимодействие, сократить время на обработку информации и распределение задач. Так, нами были созданы программные продукты, позволяющие существенно улучшить деятельность по сбору, обработке и хранению информации о потреблении электроэнергии.

Одним из основных программным продуктов является программный комплекс «Энергия Альфа», который осуществляет сбор данных о потреблении электроэнергии с региональных центров энергоучета, контроль потребления электроэнергии, формирование и передачу отчетов в форматах, утвержденных оператором ОРЭМ. Этот продукт постоянно совершенствуется, при этом учитываются, в том числе, требования и пожелания заказчика, а также требования, которые диктуются оператором ОРЭМ.

Также нами был создан программный продукт «ОСКАР» - оперативная система контроля аварийных работ, который позволяет в автоматическом режиме принимать и распределять заявки на работы по восстановлению работоспособности. Также данный продукт позволяет отслеживать состояние выполнения каждой заявки. «ОСКАР» зарекомендовал себя как у представителей заказчика, так и у наших сотрудников, так как позволил сократить время на формирование, регистрацию и отчетность по возникающим инцидентам. Высвободившееся время мы теперь затрачиваем на более тщательную диагностику оборудования и программного обеспечения, восстановленного после отказа, что в свою очередь приводит к улучшению качества работы системы и, как следствие, снижению финансовых рисков заказчика при эксплуатации АСКУЭ и расчетах за электроэнергию.

- Несмотря на автоматизацию немаловажным является фактор квалификации персонала.

- Так как АСКУЭ ОАО «РЖД» представляет собой многоуровневую систему с множеством различного технически сложного оборудования, то для его обслуживания и ремонта требуется персонал, обладающий всеми необходимыми знаниями. Наши специалисты имеют все необходимые сертификаты производителей оборудования и программного обеспечения, подтверждающие прохождение курсов обучения и повышения квалификации по работе с конкретным оборудованием или программным продуктом.

Для ремонта оборудования мы обращаемся только в сертифицированные центры производителей оборудования или непосредственно на заводы-изготовители, что позволяет снизить риски проведения некачественного ремонта или установки несертифицированных запасных частей. У нашей компании заключен ряд сервисных контрактов на ремонт и поддержку оборудования и программного обеспечения. Данные контракты позволяют нам в кратчайшие сроки решать любые проблемы. Ремонт некоторого оборудования выполняется непосредственно сотрудниками нашей компании, на что получено соответствующее разрешение производителя. Нашими партнерами в настоящее время являются ряд известных зарубежных и отечественных производителей.

Помимо выполнения непосредственных работ и требований по техническому обслуживанию АСКУЭ, которые строго регламентированы нормативными документами ОАО «РЖД», сотрудники, проводящие эти работы, должны выполнять требования безопасности при обслуживании АСКУЭ ОАО «РЖД». Большая часть работ проводится в действующих электроустановках, что связанно с повышенным риском для жизни и здоровья персонала. Для выполнения этих требований безопасности наша компания регулярно осуществляет обучение сотрудников и проверку знаний правил проведения работ в электроустановках, а также правил пожарной безопасности. Этому вопросу мы уделяем большое внимание, так как объекты, на которых проводятся работы, обеспечивают безопасность и бесперебойность движения поездов.

АСКУЭ ОАО «РЖД» является важнейшим инструментом для контроля расходов электроэнергии, а также планирования ее потребления в будущие периоды. Это позволяет осуществлять покупку электроэнергии на ОРЭМ, что приводит к экономии средств ОАО «РЖД». Учитывая масштабы системы, поддержание ее в рабочем состоянии является очень важной, хотя и сложной технически задачей, так как достижение максимально эффективных финансовых показателей при планировании закупок электроэнергии возможно только при помощи полностью работоспособной системы. Также стоит отметить, что отсутствие технического обслуживания АСКУЭ, как и любого другого сложного технического устройства, приводит к ее быстрому износу и неработоспособности, а неработающая система не может возвращать вложенные в нее инвестиции.

В ближайшее время ОАО «РЖД» будет проводить новые конкурсы на обслуживание АСКУЭ. Мы традиционно готовимся к участию в них. В своих силах мы уверены, так как наши компетенции и накопленный колоссальный опыт (подобный проект по обслуживанию АСКУЭ мы ведем в ОАО «ФСК ЕЭС») позволяют нам сегодня выполнять проекты любой сложности в кротчайшие сроки.

Так же мы готовы участвовать и в конкурсах на создание АСКУЭ, метрологическое обеспечение, сертификацию электроэнергии.

smartmetering.ru

теги:  АСКУЭ  РЖД  ИЦ ЭАК  Сильвиян Сеу
22 января 2015Обсудить

К ленте новостей