.

Новые тенденции smart metering

Новые тенденции smart metering

Сергей Кабанов, Заместитель Генерального директора по технической политике ООО «ИЦ ЭАК»

В сфере «умного» учета и управления энергоресурсами можно выявить ряд потенциальных трендов, которые, вероятно, станут актуальными в ближайшие несколько лет:

1) Переход на системы по предоплате.

В ряде стран Европы, США, Африки и Азии реализуются пилотные проекты продажи энергоресурсов по предоплате (кроме электричества появляются решения в сфере газа и водоснабжения). Очевидно, что в таких решениях заинтересованы, прежде всего, энергоснабжающие компании неблагополучных регионов, однако и в экономически развитых странах интерес к подобным системам увеличивается. Так, недавно в США компанией DEFG был проведен опрос потребителей, продемонстрировавший рост интереса к тарифам по предоплате с 17% в 2010 году до 24% в 2013 году. Существующие законодательные механизмы в энергетике не позволяют пока применять подобные системы в России. Предоплатные системы ориентированы, прежде всего, на бытовых потребителей, для которых сейчас законодательно закреплено право рассчитываться по факту использования электроэнергии. Однако, подобные системы, кроме общеизвестных плюсов от внедрения, также предоставляют возможности решения проблемы дебиторской задолженности. Например, недавно были анонсированы планы «Россетей» по введению непосредственного управления в дочерней «МРСК Северного Кавказа» и принятия на себя полномочий единоличного исполнительного органа этой компании. Одна из основных проблем «МРСК Северного Кавказа» — растущая задолженность потребителей, которая по итогам первого квартала 2014 года достигла 8,7 млрд руб. Конечно, предоплатные системы не являются панацеей для решения всех проблем, например, проблемы бездоговорного и безучетного потребления, но для борьбы с хищениями есть иные способы.

2) Повышение уровня взаимодействия и вовлеченности потребителей, активность энергокомпаний в социальных сетях, развитие пользовательских приложений.

В исследовании NortheastGroup сообщается, что американские энергокомпании активно используют социальные сети и мобильные приложения с целью повышения вовлеченности клиентов в инициативы smart metering и smart grid. Так, из 50 крупнейших американских энергокомпаний, все имеют аккаунты в Facebook, 49 – в Twitter, 15 используют мобильные приложения. Компании предлагают руководства по энергосбережению, энергобезопасности, системы оплаты счетов и другие услуги. При этом потребители сами начинают вырабатывать проактивную позицию – по данным LG и Samsung фиксируется устойчивый рост спроса на системы «умных» домов. Похожие тенденции наблюдаются и в отечественной энергетике. Информационно «продвинутые» сбытовые и сетевые организации в ряде регионов уже предлагают потребителям возможность не только осуществлять оплату, но и прогнозировать, рассчитывать и оптимизировать собственное потребление с использованием web-технологий.

3) Слияние систем smart metering и smart grid.

В настоящее время, в большинстве случаев, системы учета электроэнергии и системы технологического управления и эксплуатации сетей построены независимо друг от друга, как на уровне элементной базы и протоколов обмена данными устройств, так и программного обеспечения. Это, с одной стороны, в целом повышает надежность (сбой в работе одной системы не оказывает влияние на работу другой), но с другой стороны приводит к увеличению как инвестиционных вложений, так и эксплуатационных затрат. Поэтому неизбежно дальнейшее развитие систем smart metering как в области унификации протоколов обмена и программного обеспечения, так и непосредственного функционала систем (реализация возможностей телесигнализации, телеуправления, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления качеством электрической энергии и т.д.)

Smartmetering.ru

 Сергей Кабанов  ИЦ ЭАК  ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ
15 мая 2014Обсудить

К ленте новостей