.

Система подготовки кадров должна замыкаться на Минэнерго

Система подготовки кадров должна замыкаться на Минэнерго

Генеральный директор КЭУ, д.э.н. Сергей Мищеряков – для smartmetering.ru

- Какие кадровые проблемы в ТЭКе Вы могли бы выделить?

- Одна из главных проблем, которая отмечается постоянно надзорными органами, - это нехватка подготовленного и аттестованного персонала для обеспечения деятельности предприятий и организаций ТЭК по видам бизнеса: генерация, транспорт, сбыт. Это заключение мы постоянно слышим от руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина при проверках, особенно во время подготовки к осеннее-зимнему максимум нагрузок.

- Насколько претензии массовые и характерные для всех игроков рынка?

- Для генерации и сетей заключение Ростехнадзора является основополагающим. В энергетике существует такое правило: человек должен быть допущен к проведению работ по правилам Ростехнадзора. На сегодня можно сказать, что в целом в большинстве своем персонал безусловно допускается. Однако жестких норм по подготовке персонала нет. Раньше раз в три года должны были проходить повышение квалификации в образовательных организациях все работники связанные с проектированем, строительством, эксплуатацией и ремонтами энергообъектов. Сейчас этого нет. Работодатель имеет право направлять работников на обучение по мере необходимости. По специальностям Ростехнадзора до сих пор существует правило, что один раз в год оперативный персонал должен проходить проверку знаний во внутренних комиссиях. Эта норма в целом соблюдается, но обучение при этом не проводится. Это приводит к деградации знаний. Комиссия вынуждена принимать экзамены, потому что некем закрывать образовавшуюся нехватку персонала. Кроме всего прочего, по ряду специальностей, а именно обходчик генерирующего оборудования, электромонтер, руководители, специалисты и рабочие в области релейной защиты и автоматики, наблюдается нехватка персонала. Связано это со многими причинами. Главная причина – в том, что подготовить такой персонал очень тяжело, а сама подготовка длительна. Кроме того, мотивационные факторы, в том числе зарплата, в энергетике не самые лучшие. В связи с этим, подготовленного специалиста, как правило, с удовольствием переманивают и представители отрасли связи, и «Газпром». Таким образом, энергетические компании являются кузницами кадров для других отраслей. Подготовка и мотивация - это те проблемы, которые необходимо решать, в том числе, административными методами. Одной из норм по этому направлению может быть закрепление в законодательстве нормы обучения не менее 30% персонала ежегодно. Причем с отвлечением от производства и по программам повышения квалификации.

- А сейчас энергетики сколько в среднем обучаются?

- Норма – один раз в три года по охране труда, пожарной безопасности в целом соблюдается. Во многих компаниях учат больше. И это нормально. Но учат в основном на производстве или в нелицензированных образовательных организациях. Что приводит к снижению уровня самой подготовки. Условно говоря, если в образовательной организации нет необходимого оборудования, нет преподавателей, то подготовка часто заключается в лучшем случае в ознакомлении с нормативно-правовой базой.

- А почему подходы к подготовке персонала изменились по сравнению с советским временем? Утрачены школа, стали больше экономить?

- Изменились условия. Компаниям сейчас даны очень большие права в области работы с персоналом. Любой контроль, кроме Ростехнадзора, вызывает их ответную негативную реакцию ровно потому, что они определяют для себя сами, сколько им и где учить персонала, каким образом его учить и нужно ли это вообще. Это приводит к тому, что финансирование подготовки персонала осуществляется по остаточному принципу. Первые статьи, которые «режутся» при согласовании тарифов – это затраты на персонал. Министерством энергетики предпринимаются действия по ужесточения норм контроля, но у них тоже руки связаны в связи с тем, что в 35-ФЗ «Об электроэнергетике» за ним не закреплены контрольные функции в этой области. Прежде всего, необходимо закрепить за Минэнерго контрольные функции в области подготовки персонала в части обеспечения надежности и безопасности эксплуатации. И уже потом выстраивать вертикаль – в начале контроль, потом и подготовка. Должна быть иерархичная, завершающаяся на Министерстве энергетики система подготовки кадров. У нас сегодня все это аморфно и передано частично в Минобр, который ни предметной области не знает, ни последствий неправильно принимаемых решений не представляет, а также не отвечает за надежность и безопасность. Естественно, в лучшем случае Минобр ведет себя как сторонний наблюдатель. Это может привести к тому, что в результате мы потеряем сейчас еще существующую систему дополнительного профессионального образования в энергетике.

- А кто сейчас занимается дополнительным профессиональным энергетическим образованием?

- Дополнительным образованием в энергетике занимаются организации, выделенные из составов бывших АО-энерго. Раньше их было 72, сегодня осталось 62. Они, как правило, имеют юридическую форму некоммерческих образовательных учреждений. Обычно они принадлежат одному из учредителей. При распаковке бизнесов оставшийся собственник даже если развивает образовательную организацию, то только в одном, выгодном ему направлении. Поэтому возникают вполне конкретные коллизии. Допустим в МРСК Северного Кавказа готовят сетевиков, а им ведь в регионе нужно еще и для генерации учить. Находясь в собственности учредителя, эти образовательные организации подвергаются очень серьезному риску быть проданными. Активы рассматриваются как непрофильные. Кроме того, в силу ранее обозначенных мной причин заказ на подготовку персонала сузился, готовят только тот персонал, который необходим учредителю. Содержать эту образовательную организацию заказе от одной компании очень тяжело. Они становятся нерентабельными. Например, в «Мосэнерго» прекрасный был учебный центр, который готовил специалистов для всех сетевых и генерирующих компаний, находящихся в Москве и ближайшем Подмосковье. Сейчас он полностью переориентируется на генерацию. Сетевые компании неизвестно, где будут готовить персонал. А вот еще один пример. Несколько лет назад был создан Сибирский корпоративный энергетический университет на базе Омского учебного центра. Создавали корпоративный энергетический университет, который позволял управлять дополнительным профессиональным образованием с учетом «местных условий». Сейчас он разваливается. МРСК Сибири содержание его экономически невыгодно. Обучение и всегда было невыгодно. Нельзя рассматривать образовательные организации как коммерческий проект, потому что подготовка персонала входит в себестоимость продукции, и ждать прибыли от этих организаций просто неразумно. Стремление снизить себестоимость приводит к снижению финансирования профессионального обучения персонала. Минэнерго практически на инициативной основе поддерживает некоторые традиционные формы профподготовки, такие, как соревнования профмастерства и конкурсы на звание «Лучший по профессии». Однако на системном уровне фактически сейчас существует очень серьезная проблема управления системой подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала в энергетике. Это может привести к падению профессионального уровня персонала. Система дополнительного профессионального образования энергетиков создавалась в 30-е годы прошлого века. Традиции, в общем, сохраняются, но во многом уже утеряны. Есть новые технологии подготовки и новое видение путей решения проблемы. Назову лишь некоторые из них. КЭУ на сегодня активно внедряет бинарное обучение, без длительного отрыва от производства, дистанционные технологии обучения, в том числе технологию дистанционной тренажерной подготовки, когда люди готовятся очень квалифицированными инструкторами, находящимися за тысячи километров от них. Традиционная система профессионального образования такие функции и такие технологии не использует? Она же дает образование в запас, на будущее, а инновации – это ответ на сегодняшние проблемы. К примеру, водоувлажняемое топливо – оно сейчас возникло, а ультразвуковое размельчение пока в перспективе, но производству необходимо людей готовить уже сейчас. А подготовка по таким стандартным для инновационных направлений специальностям, как оценка результатов интеллектуальной деятельности, привлечение инвестиций в инновационные проекты, управление проектами, продажи. Зачастую все четыре пункта инновационного цикла не обеспечены персоналом. Как его учить? Только действием, то есть в процессе реализации конкретного проекта. Мы предлагаем технологию обучения действием. К примеру в целях придания инновациям не рекламный, а действенный характер мы предлагаем 10-15 проектов реализовать в наших региональных центрах по принципу учимся в процессе внедрения инноваций в деятельность компаний.

- В специалистах в областях Smart Grid и Smart Metering наверняка тоже есть дефицит?

- Он сейчас не очень ощутим. Или не очень видим. Может быть, из-за закрытости компаний, я данных о потребностях в этой сфере знаний не имею. Но по ощущениям мой ответ- «да», потому, что никто нигде этих специалистов не готовит. В октябре Минэнерго будет проводить большую кадровую конференцию. Мы предложили включить в проектное решение обучение по остро актуальным инновационным темам на базе технологических платформ. Мы готовы этим заниматься. Мы сами входим в ряд технологических платформ. Кое-что можем предложить по направлениям деятельности этих платформ. По энергоэффективности мы можем сказать, что у нас имеются серьезные наработки. Иногда нас упрекают в том, что мы дорогие. Но мы рыночные и наши цены не могут быть чрезмерно высокими. К нам просто не придут обучаемые.

- Конкуренция на этом рынке большая?

- Конкуренция небольшая, но она жесткая. В связи с тем, что сейчас характер лицензирования учебных организаций уведомительный, создаются всевозможные ЧОУ – частные образовательные учреждения. Как правило, 3-4 человека объединяются, снимают себе три комнатки, показывают, что они могут все, получают лицензию и начинают читать лекции. В лучшем случае, там хоть какое-то обучение ведется. А вообще, чаще всего, по договоренности с недобросовестным менеджментом идет простой «отмыв» денег. Дальше возникает парадокс. Вроде и деньги истрачены, и число обученных большое, а знаний нет. Явление создания ЧОУ достаточно массовое. В силу обстоятельств создались предпосылки для такой коррупционной системы. С целью противодействия этому должна быть хотя бы профессиональная аккредитация, а система такая не создается. В настоящее время мы создаем такую систему, которая будет на базе СРО под контролем Минэнерго.

- Это будет одна или несколько СРО?

- Мы создаем СРО в области подготовки персонала в энергетике, и хотим включить в национальное объединение СРО.

smartmetering.ru

теги:  мнения
теги: мнения
02 октября 2012Обсудить

К ленте новостей