.

Реальное снижение объемов потребляемых энергоресурсов должно стать целью проведения энергоадита.

Реальное снижение объемов потребляемых энергоресурсов должно стать целью проведения энергоадита.

Интервью с Сергеем Колесником, директором СРО НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ»– специально для smartmetring.ru

- Сергей Челюскинович, для чего было образована ваша СРО и какие задачи Вы перед ним ставите?

- Наша саморегулируемая организация (СРО) была образована на базе Некоммерческого партнерства энергоаудиторов (НП) «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ» исключительно в соответствии с требованиями федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» и призвана решать комплекс задач в области организации энергетических обследований, которые в этом законе отражены. В СРО, зарегистированной в Реестре Минэнерго России как СРО – Э-045, входят 28 организаций, находящихся во всех основных промышленных регионах России. В том числе ОАО «Инженерный центр ЕЭС», ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ», ОАО «Фирма ОРГРЭС» (Москва), ОАО «ЭнергоСбыт – Сервис» (Ярославль), ООО «ЮгЭнергоСервис» (Ростов), ООО «ЮжУралЭнергосервис» (Челябинск), ООО «Дальэнергоснаб» (Владивосток) и т.д. Некоторые из членов СРО имеют развитую филиальную сеть. Поскольку сейчас сформировался и формируется до сих пор новый вид деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, возникла необходимость её организационного, финансового и технического регулирования. При этом изначально было два возможных подхода: директивный (управляемый государственными органами) и рыночный, реализуемый через саморегулирование, базирующемся на строгом соблюдении федеральных, отраслевых и других нормативных документов, что должно обеспечить качество и надежность выполняемых работ. При этом, выбрав второй подход, государство снимает с себя часть функций в отношении нормативных документов, детализирующих работу, обязывая СРО разрабатывать собственные регламенты, положения и методики и обеспечивать их практическое выполнение. Соответственно, все СРО, включая наше, должны иметь свой комплект нормативных документов, основанных на документах федерального и отраслевого уровня в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Деятельность СРО в области энергетических обследований курирует Минэнерго России. Согласно требованиям, в нашем СРО имеются необходимые нормативные документы, соответствующие требованиям Федерального законодательства и Минэнерго России. В ряде случаев мы учитываем требования документов регионального уровня. Нормативная база дополняется методическими наработками Исполнительного органа СРО и её членов. Например, для нас большое значение имеют методики и регламенты, разработанные в течение многолетней работы членом СРО – ОАО «Фирма ОРГРЭС».

- Что это за наработки?

- Это нормативно-техническая документация в отношении обследований крупных энергообъектов, испытаний и оценки электрических установок, тепловых сетей и оборудования и т.д. Это значительный задел, который был сделан в результате многолетней работы высококвалифицированных сотрудников фирмы ОРГРЭС с момента её создания в 1933 году. Необходимая документация находится в ОАО «Фирма ОРГРЭС» и является её интеллектуальной собственностью. По согласованию с руководством ОАО «Фирма ОРГРЭС», Исполнительный орган СРО и члены партнерства могут получить необходимые документы для качественного и методически правильного проведения энергетических обследований.

- Существуют ли особенности в организации деятельности СРО НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ»?

- Изначально подходы к организации работы в нашем СРО несколько отличалось от других. Очевидно, что деятельность по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо рассматривать как сложный организационный и технологический процесс. Такой процесс должен включать взаимосвязанные этапы: энергетическое обследование, разработку программ повышения энергетической эффективности, проведение организационных и технических мероприятий по реализации разработанных программ, в том числе внедрение энергоэффективного оборудования и т.д. Энергетическое обследование, на наш взгляд, необходимо рассматривать только как первичный, информационный этап деятельности по энергосбережению и энергоэффективности. Само по себе оно фактически ничего не дает. Результатом энергоаудита является энергетический паспорт: статическое отражение потребления энергоресурсов. Это не что иное, как информация, на основании которой должны быть приняты эффективные решения. К сожалению, Федеральный закон № 261 акцентировал внимание на энергоаудите и на отдельных мероприятиях по энергосбережению, например, на ограничении применении лам накаливания, но оставил без внимания весь процесс деятельности по энергосбережению.

Понимая ситуацию, в нашем СРО был определен ориентир на всю технологическую цепочку деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Присутствуя на совещаниях в Минэнерго России, в Ассоциации рационального использования энергоресурсов «Межотраслевая Ассоциация Энергоэффективность и Нормирование», членом которой являемся, мы изначально говорили о том, что исполнитель работ по энергоаудиту должен обязательно реализовать принцип ответственности за свою работу и предлагаемые затратные мероприятия по повышению энергетической эффективности. Поэтому в СРО – Э- 045 входят организации, способные выполнить весь комплекс работ по повышению энергетической эффективности от энергоаудита до внедрения оборудования, его сервисного обслуживания в гарантийный и постгарантийный периоды. Такие организации имеют развитый менеджмент и СМК. Чтобы не быть голословным – приведу примеры. Один из учредителей СРО – ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» является известным лидером на рынке внедрения систем учета энергоресурсов для ОАО «РЖД», ОАО «ФСК» и других крупных заказчиков. Выполняет широкий набор работ по метрологии и сертификации, имеет развитую систему проектного менеджмента, ориентированную на крупные проекты. Ранее упомянутое ОАО «Фирма ОРГРЭС» проводит большой объем проектно – изыскательских и внедренческих работ на энергетических объектах как в России, так и за рубежом. Подобное можно говорить практически обо всех членах партнерства.

С учетом сказанного необходимо еще раз отметить, что в партнерство вошли всего 28 организаций, но это организации, способные обеспечить весь цикл работ в целях энергосбережения и энергоэффективности. Организации, ориентированные только на энергоаудит в НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ» не принимались.

Для более глубокого понимания подхода приведу пример – антипод. Допустим, имеется организация, ориентированная только на энергоаудит. В ней работают энергоаудиторы, прошедшие подготовку по 72-х часовой программе, определенной отмененным Приказом № 148 Минэнерго России. Большая часть энергоаудиторов при этом не имеет достаточного опыта работы в энергетике, и не в полной мере владеет системным подходом к обследованию энергетических объектов, некоторые не имеют технического образования. Формально энергетический паспорт будет разработан, все знакоместа в стандартной форме энергопаспорта, определенной приказом № 182 Минэнерго России будут заполнены. Будет определен перечень стандартных мероприятий по повышению энергоэффективности, о которых заказчик знал и до энергетических обследований. Ясно, что будет подготовлен документ, далекий от желаемого результата энергосбережения. После передачи энергопаспорта заказчику исполнитель считает свою миссию законченной. Заказчик остается со своими проблемами снижения энергопотребления. Реально исполнитель работ не несет ответственность за результат – энергопаспорт оформлен, а последующие затраты заказчика и их целесообразность заказчика уже не интересуют. К сожалению это тупик, но организации, ориентированные только на энергоаудит и готовые выполнять работы за необоснованно низкую цену, доминируют при получении заказов. Соответственно компетентные организации остаются без заказов на работы по энергоаудиту. Как следствие – отказ от этого вида деятельности, потому, что по другим направлениям работы в энергетике они востребованы. В результате страдает идея энергоэффективности и государственные интересы.

- Какие еще проблемы энергетических обследований, на Ваш взгляд, имеют место?

- Прежде всего, следует отметить демпинг по цене договоров на конкурсах. Понятно, что любые работы требует конкретных затрат и что существует определенный уровень безубыточности, ниже которого производить работы не выгодно, или нужно сокращать их технологический цикл. Для энергоаудита это сокращение объемов или отказ от инструментальных измерений, что недопустимо. Однако, на конкурсах стоимость договоров, как правило, снижается на 30- 40%, а бывают случаи и на 60% от первичной цены. Для специалистов понятно, что это демпинг. Когда стоимость энергоаудита одного муниципального объекта доходит до 10 – 20 тыс. рублей энергоаудит не может быть качественным. К сожалению, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94 « О размещении заказов …» фактически стимулирует демпинг, с условием выбора контрактов с минимальной стоимостью. Уважающие себя организации на демпинг не идут, поэтому остаются без заказов, но с чистой репутацией. Проблема известна всем и будем надеяться на её решение.

Другая проблема – уровень подготовки энергоаудиторов оставляет желать лучшего. Обучение по ранее упомянутой 72 – х часовой программе дает только поверхностные знания, серьезно углубить которые под силу только профильным специалистам. Поэтому важно сейчас готовить специалистов по энергоаудиту и энергоэффективности в энергетических вузах, кроме того – иметь соответствующие курсы переподготовки специалистов и дополнительного образования.

Нельзя оставить без внимания вопрос организации работ. Нужно директивно запретить многоуровневые субподряды, исключить случаи, когда субподрядчик привлекает к работам других субподрядчиков. Также, на наш взгляд, нельзя допускать дробление работ по энергоаудиту. Например, на электронных торговых площадках имели место контракты с заниженной стоимостью на проведение только измерительных работ в рамках энергоаудита. Понятно, что заказчик работ будет сам оформлять энергопаспорт, фактически по полученным от субподрядчика документам. При этом он может быть далек от проблем энергетики, что негативно скажется на результатах отчетных документов по энергоаудиту. Разрушается принцип ответственности исполнителя работ, становится непонятным «кто шил костюм». Тот, кто оформляет энергопаспорт, должен сам активно участвовать в энергетических обследованиях.

Также, на наш взгляд, наряду с энергетическим паспортом исполнитель обязательно должен оформлять отчеты по работам, с детализацией информации по энергетическим обследованиям, отражением результатов замеров и обоснованием предлагаемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Отчет сразу отразит все особенности обследований и степень компетенции энергоаудиторов. Перечисленные требования в СРО – Э – 45 НП «РУСЭНЕРГОЭФФЕКТ» являются обязательными в соответствии с внутренними документами.

Для эффективной работы по энергосбережению важна заинтересованность в этом руководств организаций. Нужна система стимулов по энергосбережению для организаций. Целью должно быть не только получение энергетического паспорта, но и достижение реального снижения объемов потребляемых энергоресурсов. Несмотря на Постановление Правительства от 25 апреля 2011г. № 318 «Об утверждении правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении …», пока у многих заказчиков доминирует цель только получить энергетический паспорт при минимальных затратах. Перечисленные проблемы существенно затрудняют деятельность компетентных организаций заниматься энергетическими обследованиями и делает соответствующее направление бизнеса не выгодным.

Отдельная тема – внесение энергетического паспорта в федеральную базу данных. Согласно Постановлению Правительства от 25.01.2011г. № 19 «Об утверждении положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов …», СРО представляют в Минэнерго России копии энергетических паспортов на бумажном носителе, а также в форматах PDF и XML. После этого реализуются установленные процедуры внесения энергетического паспорта в федеральный реестр. К сожалению, существуют проблемы верификации формата XML и длительных сроков рассмотрения предоставленных СРО документов. Так, по данным Минэнерго, на текущий момент включено в Реестр менее 10% поступивших энергопаспортов. И это при необходимости завершения всей работы по энергоаудиту, согласно ФЗ-261, до окончания 2012 года.

- Каковы на Ваш взгляд перспективы энергосервисных контрактов?

- Энергосервисные контракты (ЭСК) широко применяются во многих зарубежных странах. Такие контракты предусмотрены Федеральным законом № 261-ФЗ и основаны на возмещении затрат исполнителя работ за счет энергосбережения. Для заказчика, особенно бюджетного, они интересны тем, что не нужно первоначальных затрат и выплат. Финансирование в этом случае осуществляет исполнитель работ – энергосервисная компания (ЭСКО) за счет собственных или заемных средств. В настоящее время в средствах массовой информации много говорят о проведении энергосервисных работ, но при конкретном рассмотрении оказывается, что работы проводятся фактически за счет средств заказчика, часто с отсроченной оплатой. Очевидна подмена понятий – представление обычных, как правило важных для энергосбережения, договоров на поставку и выполнение услуг в виде ЭСК.

Выполнение энергосервисных контрактов в настоящее время затруднено объективными причинами и рисками, которые, на наш взгляд, более существенны для исполнителя работ – ЭСКО. Это риски, связанные с необходимостью долгосрочных отношений с заказчиком и долгосрочных вложений, сложностью получения «длинных, дешевых» займов, рисков, связанных с изменением тарифной политики, отсутствием механизма страхования ЭСК и т.д. Для инвестора имеют место риски, связанные с невозвратом кредитов. Для бюджетного заказчика – риски, следующие из сокращения финансирования из бюджета его затрат на оплату энергоресурсов, т.к уже задекларировано снижение на 3% в год. Также существуют риски, что ожидаемый эффект экономии не будет достигнут. Перечисленные и другие риски не устраняет Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цена лота) на энергосервис» и другие документы.

Имеющиеся риски участников ЭСК могут быть устранены только за счет совершенствования нормативной базы ЭСКО и создания соответствующих механизмов их выполнения при активном участии государства. Поэтому комитет Государственной Думы по энергетике, Минэнерго России и ФГБУ «Российское энергетическое агентство», судя по имеющейся информации, принимают меры к изменению законодательных и нормативных основ энергосервисной деятельности.

Вместе с тем, каждый энергосервисный контракт на текущем этапе требует тщательной проработки и длительного согласования. Именно поэтому на рынке энергосервисных услуг проявляется тенденция по внедрению конкретного оборудования, точечно решающего вопросы энергосбережения. Например, внедрение энергосберегающих светильников, систем управления освещением, систем частотного регулирования и т.д. В нашем СРО активно предлагает услуги по внедрению автоматизированных систем управления освещением - АСУЭ «ЭНТЕК-Свет», член партнерства ООО «Энтелс». Энергосберегающие светильники на светодиодах предлагает Новосибирский завод Lampyris, с которым у партнерства заключено соглашение о сотрудничестве. Имеются другие технологии. При таком подходе проще определить эффект экономии и оценить риски, объем затраченных на работы финансовых средств сравнительно небольшой. Однако при этом доля сэкономленных энергоресурсов организаций от потенциально возможного эффекта невелика. Проведенные энергетические обследования показывают, что по технологическим причинам экономия тепловой энергии на нынешнем этапе дает больший выигрыш в энергосервисе, чем экономии электроэнергии. Также приборный учет при потреблении тепла менее реализован и автоматизирован, чем приборный учет при потреблении электроэнергии. По имеющимся оценкам по «теплу» можно добиться экономии от 40 до 50%. Это говорит о том, что ЭСКО целесообразно работать с диверсифицированным портфелем услуг по внедряемым технологиям и оборудованию. Такое под силу только крупным компаниям, которые в состоянии предложить заказчику набор «коробочных» продуктов и услуг – слагаемых потенциально достижимого эффекта энергосбережения и гарантировать результат. Естественно, предложение должно базироваться на результатах энергетических обследований.

Следовательно, изложенное подтверждает правоту сказанного в самом начале – весь цикл работ по повышению энергетической эффективности и энергосбережению должен быть неразрывным – от энергоаудита до внедрения и получения эффекта. Также можно сделать вывод о том, что технические и технологические условия для ЭСК существуют, но не могут быть реализованы в силу проблемной нормативной базы энергосервиса.

- В сегодняшних условиях за сколько окупаются мероприятия по энергосервису?

- По оценкам, от трех до семи лет. Хотя есть мероприятия, по которым срок окупаемости составляет один - два года. Это относится к малозатратным ЭСК, например к ранее упомянутым работам по освещению. Быструю окупаемость можно достичь в области теплопотребления, тепловых процессах и водоподготовке.

- Семь лет для банка многовато…

- Действительно, одна из проблем энергосервисных контрактов - наличие «длинных и дешевых» денег. Следует подчеркнуть, что для банка при длительных сроках становится проблемной не финансовая сторона, а возможные риски. Мы вступали в диалог с банками, включая Сбербанк. Банки готовы кредитовать, но требуют доказать что риски находятся в допустимой для них зоне.

- Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?

- По моему мнению, Госдума в ближайшее время должна принять поправки в федеральный закон 261-ФЗ в части организации энергоаудита и энергосервиса. Очевидно, что энергоаудит в полном объеме не проведен и нужно переносить окончание работ, по крайней мере, на окончание 2013 года. Необходимы поправки в федеральный закон 94-ФЗ или принятие нового закона для исключения возможности демпинга. Следует, на наш взгляд, нормативно обеспечить снижение рисков в кредитовании энергосервисных контрактов, однозначно определиться с фиксацией тарифов и объемом оплаты за потребляемые энергоресурсы, ввести страхование обязательств всех сторон, принимающих участие в энергосервисе: ЭСКО, заказчика и финансовой организации. Важный вопрос – развитие системы стимулов по энергосбережению, не рассматривая рост тарифов как основной стимул.

Кроме того, не секрет, что во многих организациях существуют избытки разрешенной присоединенной мощности. Такие избытки сейчас не выгодно передавать другим потребителям. Нужно законодательное стимулирование. Кроме того, на наш взгляд, должны существовать региональные центры оперативного управления энергоресурсами, оснащенные средствами автоматизации и информационной подготовки решений диспетчерского персонала.

С точки зрения объективной и простой оценки энергопотребления и энергоэффективности, стоит подумать о введении простого приложения к энергопаспорту или самостоятельного документа, в котором были бы отражены только показатели энергоэффективности в привязке к показателям основной деятельности организаций. Возможно, для этих целей следует применить технологии сертификации по ИСО 50001. Соответствующий стандарт по энергетическому менеджменту, как ожидается, будет введен в начале 2013 года.

Без проведения перечисленной работы достижение результатов, задекларированных в Указе Президента от 04 июня 2008 года № 889 и федеральным законом № 261-ФЗ (п.1 ст.24) представляется фикцией.

smartmetering.ru

теги:  мнения  ИЦ ЭАК
теги: мнения ИЦ ЭАК
17 сентября 2012Обсудить

К ленте новостей