.

Сергей Кабанов: эффективного нормативного регулирования систем Smart Metering в России не существует

Сергей Кабанов: эффективного нормативного регулирования систем Smart Metering в России не существует

Об опыте, особенностях и правовых аспектах построения систем Smart Metering Главный инженер ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» для smartmetering.ru.

- Что нового Вы могли бы отметить в части нормативного регулирования при внедрении систем Smart metering?

- К сожалению, нормативного регулирования систем Smart Metering, как такового не существует. Но, поскольку данные системы создаются для розничных рынков электрической энергии, до недавнего времени при построении систем мы опирались на положения Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии». В мае текущего года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 , которым было отменено действие ПП №530 и которое в настоящее время является основным нормативным документом для построения систем Smart Metering. На мой взгляд, ПП №530 предоставляло возможности двоякого трактования отдельных норм, существовали аспекты, которые невозможно было учесть на момент его разработки, поскольку оно было разработано как раз в период становления розничного рынка и являлось теоретической моделью, без предшествующего накопленного практического опыта. С 2006 года ПП №530 претерпело несколько редакций, решавших наиболее острые вопросы и противоречия. ПП №442 как впитало в себя те нормы, которые оказались жизнеспособными и работали, так и содержит в себе новации, которые базируются именно на практическом опыте функционирования розничных рынков.
В части, касающейся приборов учёта, в ПП №442 подробно детализированы и регламентированы вопросы и процедуры установки, замены, эксплуатации и проверки как приборов учёта, так и измерительных комплексов, предусмотрена связь с нормами Федерального закона от 23.11. 2009 года N 261-ФЗ, изменены отдельные механизмы взаимодействия субъектов розничных рынков, ужесточились санкции за безучетное и бездоговорное потребление электроэнергии. Безусловно, эти изменения будут способствовать стимулированию потребителей иметь легитимный достоверный учёт электроэнергии. Несмотря на положительные стороны, в данном нормативном акте так и не появилось детальных требований к автоматизированным системам учёта электроэнергии, а по-прежнему предусматривается передача данных с помощью телефонной связи, электронной почты. Естественно, что автоматизированные системы и интеллектуальные приборы учёта обходятся потребителю дороже, но за ними будущее. Считаю, что их можно было привести в качестве альтернативных вариантов, с какими-то возможными преференциями.

- Расскажите, пожалуйста, какие этапы включает в себя построение системы «умного» учёта электроэнергии?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что системы учёта оптового (ОРЭ) и розничного (РРЭ) рынков различаются между собой, в основном по требованиям к элементной базе. Термин «Smart Metering» в основном применяется для сетей низкого напряжения. Главное отличие «умного» учёта – это наличие возможности осуществления управляющих воздействий – обратной связи с верхнего уровня системы к приборам учёта, в автоматическом режиме либо по команде оператора.
Требования к системам учёта оптового рынка электроэнергии более жёсткие, в связи со значительными объёмами учитываемой электроэнергии и обычно высокими классами напряжения в точках учёта. Но и у систем оптового , и у систем розничного рынка абсолютно идентичные этапы внедрения. К этим этапам относятся:
• предпроектное обследование, аналогично для ОРЭ и РРЭ. Определяются технические, топологические характеристики объектов внедрения, собирается вся необходимая для дальнейшей разработки документация;
• проектирование. Разработка проектной документации для ОРЭ является более сложной задачей, чем для систем РРЭ. Разработанная проектная документация в обязательном порядке согласовывается и утверждается, прежде всего, у Заказчика. По требованию Заказчика, документация согласовывается со смежными субъектами рынка, системным оператором, Ростехнадзором и т.д.;
• поставка оборудования;
• монтажные работы. Объем работ при построении систем ОРЭ на один объект существенно больше. Однако и монтаж систем РРЭ имеет свои особенности, прежде всего большой территориальный охват, необходимость приступать к работам «широким фронтом», соблюдение времени отключения населения и т.д., с которыми сталкиваются все компании, работающие в этом сегменте;
• пусконаладочные работы. Поскольку в результате всех вышеприведённых работ должна получиться автоматизированная система, то все смонтированные элементы должны быть связаны в единое целое, то есть иметь взаимосвязанные и сбалансированные измерительные и вычислительные уровни, объединённые между собой надёжными каналами передачи данных. Измерительные уровни состоят из приборов учёта, трансформаторов тока и напряжения и вторичных цепей, их связывающих, устройств сбора и передачи данных. Верхние уровни представляют собой серверное оборудование и программное обеспечение сбора, хранения и обработки данных и база данных.
• опытная эксплуатация, передача в промышленную эксплуатацию.

- У ЭАК есть комплекс разработанных проектных решений для крупных и средних заказчиков?

- Мы уже достаточно долгое время работаем на рынке создания систем учёта электроэнергии. Наверное, нам бы не удавалось работать в столь разнообразных условиях, связанных, в том числе с территориальной распределенностью и ограниченным временем внедрения, если бы мы в каждом случае начинали поиск технических решений. И для ОРЭ и для РРЭ у нас есть определённый набор, линейка технических решений, которые мы можем предложить в ранее реализованном виде или адаптированном под конкретного заказчика. При этом требования каждого заказчика для нас одинаково важны. Например, с применением одного базового технического решения построена система РРЭ ОАО «РЖД», с общим количеством точек учёта свыше 230 тыс. и система ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» с 4 тыс. точками учёта. При этом, за исключения базового решения, это разные системы, согласно требований и пожеланий ОАО «РЖД» и ОАО «ЧЭСК». Масштабы системы несопоставимые, а подход к заказчику един.

- На каком этапе находится проект РЖД?

- Проект в стадии реализации, как по направлению ОРЭ, так и по направлению РРЭ. Главным результатом реализации проекта станет то, что все тяговые подстанции и нетяговые подстанции с большой переработкой электроэнергии будут оснащены системами учёта оптового рынка. Большая часть сторонних потребителей, получающие электрическую энергию от распределительных сетей ОАО «РЖД» будет оснащена системами розничного рынка.

- Вы говорили о взаимодействии с Чувашской энергосбытовой компанией. Расскажите об этом подробнее.

- С ведущими компаниями Республики Чувашия мы взаимодействуем уже не первый год. Мы создавали системы учёта РРЭ для ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», ООО «Коммунальные технологии». Сейчас мы активно взаимодействуем с Республикой в лице муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищным фондом г. Чебоксары». Редкой особенностью этого взаимодействия является то, что происходит не строительство новых систем, а взаимная интеграция систем разных собственников, дооснащение приборами учёта существующих систем, созданных нами в предыдущие годы.

- Сколько в России регионов, которые могут похвастаться почти полным оснащением современными системами учета?

- Похвастаться, наверное, могут многие, только насколько это будет соответствовать действительности… Внедрение систем РРЭ напрямую зависит от тарифного регулирования, сколько регион может себе позволить инвестиций за счёт тарифов на передачу электрической энергии. Естественно, чтобы построить автоматизированную систему учёта, нужно вложить значительно больше средств, по сравнению с простой заменой приборов учёта. Наиболее активные регионы, которые давно этим занимаются, имеют оснащённость автоматизированными системами учёта на уровне 50-70%. Из сетевых организаций европейской части России это «МОЭСК», «Белгородэнерго». За Уралом лидером в автоматизации учёта является «Тюменьэнерго». Активно в этом направлении себя ведёт «Объединённая энергетическая компания» (г. Москва). В среднем же по России, по моей оценке, охват автоматизированными системами не более 30-40%.

- Как рынок будет в дальнейшем развиваться?

- Развитие систем, безусловно, будет продолжено. Внедрённые системы успешно работают, подтверждают плановую технологическую и экономическую эффективность. Только темпы развития будут напрямую зависеть от поддержки данного вопроса на уровне государства, для того, чтобы сетевым организациям выделялись средства на построение автоматизированных систем РРЭ. В настоящее время в отношении автоматизированных систем отсутствуют нормативные требования, соответственно отсутствуют финансовые механизмы. Поэтому сетевые организации при планировании своей деятельности вынуждены находить разумный баланс между развитием сетевого хозяйства и автоматизированных систем. Именно поэтому пока в нашей стране рано говорить об обязательном повсеместном оснащении умными приборами учета.

- Какой клиент может обратиться к ЭАКу?

- У нас существует филиальная сеть и, теоретически, в наши представительства может обратиться любой клиент. Но, как правило, минимальные проекты, за которые мы реализуем, это свыше 1000 точек учёта. Эта цифра обусловлена параметрами закупки интеллектуальных счётчиков и экономической целесообразностью реализации.

- Что сегодня влияет на развитие технологий учета на российском рынке?

- Естественно, даже при эволюционном пути развития, прогресс на месте не стоит. Ещё пять-шесть лет назад были востребованы, строились только системы оптового рынка. Для розничного рынка тогда не было дешёвых и надёжных в последующей эксплуатации технологий, которые обладали бы приемлемыми параметрами по качеству и стоимости. За это время появилась PLC-технология, которая сделала связь между счётчиком и концентратором бесплатной. С развитием сети сотовой связи появилась возможность проводить сбор данных концентраторов по малозатратным способам. В настоящий момент продолжается развитие как проводных, так и беспроводных технологий передачи данных. Кроме того, Холдинг МРСК, который является основным заказчиком автоматизированных систем РРЭ, активно занимается работой по испытанию и стандартизации технических параметров и характеристик всех компонентов систем.

- Почему системы ОРЭ являются системами сбора данных, а системы РРЭ получили название Smart Metering?

- Потому что система РРЭ имеет возможность как сбора данных, причём в более широком диапазоне, так и функции управления сетью. Технологию измерительного уровня систем РРЭ – связку «умных» счётчиков с концентраторами – сейчас может предложить достаточно широкий спектр как зарубежных, так и отечественных производителей. Но максимально и удобно использовать функциональные возможности счётчиков, осуществлять управляющие воздействия позволяет именно программное обеспечение, которое является ядром системы. ПО должно предоставлять любые возможности по сбору и хранению всех видов данных, фиксируемых счётчиками и концентраторами, манипулированию системами измерительного уровня, управлению и мониторингу состояния сети низкого напряжения. При этом оно должно быть интуитивно понятно любому пользователю. На мой взгляд, программное обеспечение RDM, которое мы разработали и постоянно совершенствуем, удовлетворяет и тем и другим требованиям.

- Какие преимущества есть у программного продукта ЭАК?

- Сложно об этом говорить, будучи заинтересованным лицом. Основное преимущество – мы начали разрабатывать и получили готовый продукт раньше остальных производителей. Поэтому наше ПО уже несколько лет работает в реальных условиях. Кроме того, оно установлено у различных заказчиков, сетевых и сбытовых организаций, с разной спецификой работы и разными требованиям. Все эти годы, занимаясь сопровождением работы пользователей и технической поддержкой, мы, получая обратную связь от различных пользователей, накапливаем и обобщаем опыт унифицированной доработки. Это предоставляет нам возможность изучить и предложить те решения, которые будут максимально эффективны при минимальных изменениях, которые не изменяют подходы и методологию работы с ПО. Поэтому можно сказать, что мы дальше всех продвинулись и лучше всех проработали вопрос соответствия функциональных возможностей ПО реальным условиям работы. Чем больше отзывов и пожеланий от эксплуатирующих организаций, тем больше возможностей для совершенствования продукта.

smartmetering.ru

теги:  smart metering  мнения
теги: Smart Metering мнения
12 сентября 2012Обсудить

К ленте новостей